20 ограничивающих убеждений, которые мешают развитию бизнеса- «Я ещё не готов к следующему шагу» – кажется, что нужно ещё учиться, дорабатывать продукт, ждать лучшего момента.
- «Рост = больше работы» – установка, что развитие бизнеса неизбежно приведёт к перегрузке.
- «Я должен всё контролировать» – если не держать руку на пульсе, всё развалится.
- «Хороших сотрудников сложно найти» – лучше делать самому, чем тратить время на найм.
- «Мне нужно заработать больше, прежде чем инвестировать в рост» – ожидание прибыли перед вложениями в развитие.
- «В моём бизнесе иначе не работает» – убеждение, что масштабирование, делегирование или автоматизация возможны у всех, но не здесь.
- «Кризис – не время для развития» – лучше переждать, чем искать новые возможности.
- «Клиенты не готовы платить больше» – значит, не стоит повышать цены или заходить в премиум-сегмент.
- «Я не продавец» – нежелание продавать или вести переговоры из-за страха отказа или осуждения.
- «Чтобы заработать, нужно много работать» – чем больше усилий, тем больше доход (а не грамотная система).
- «Если я уйду, бизнес не выдержит» – компания не может работать без постоянного присутствия владельца.
- «Я не могу ошибаться» – страх пробовать новое, чтобы не допустить провала.
- «Все лучшие ниши уже заняты» – нет смысла конкурировать, остаётся только бороться за выживание.
- «Бизнес – это всегда стресс» – если становится легче, значит, что-то упущено.
- «Развиваться можно только через большие риски» – без крайностей нет роста.
- «В моём возрасте поздно что-то менять» – менять стратегию или подход уже не имеет смысла.
- «Настоящие предприниматели всё делают сами» – делегирование – слабость, а не инструмент роста.
- «Большие деньги – большие проблемы» – если зарабатывать больше, придётся жертвовать свободой или личной жизнью.
- «Люди не любят, когда им что-то продают» – значит, лучше не делать активных продаж.
- «Если бизнес приносит хорошие деньги, не стоит ничего менять» – страх изменений даже при наличии точек роста.
Эти установки не всегда осознаются, но их влияние видно в том, как принимаются (или не принимаются) решения. Осознание — первый шаг к тому, чтобы перестроить систему мышления и ускорить развитие бизнеса.